www.sdruzhie-volga.ru

Дипломат

Психологический коммуникативный анализ урока «Локальные компьютерные сети»

Информатика:

Рейтинг:



скачать



Похожие файлы:

Определение теплоемкости твердого тела

Азиатско-тихоокеанский регион в международной системе

Преобразование логических выражений

Буклет Создание компьютерной презентации

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ





Тема урока: Локальные компьютерные сети.

Цель урока: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.

Задачи урока:

учебная: сформировать знания о назначение, принципах построения и функционирования локальных компьютерных сетей.развивающая: развивать фантазию и образное мышление учащихся, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.воспитательная: воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Основные термины и понятия для изучения:

Назначение локальных компьютерных сетей.Принципы построения локальных компьютерных сетей.Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Оборудование

КомпьютерыМультимедийный проекторИнтерактивная доскаПрезентация к урокуИнформационные карточки «Мои знания по теме урока»Раздаточный материал

Формы работы: Ведущей формой работы на уроке является групповая.

Методические приемы мотивации обучения:

Создаётся проблемная ситуация: предлагаю учащимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.

Что делать?

Учащиеся могут предложить купить ещё 15 принтеров и 15 сканеров, чтобы хватило каждому. Тогда осуществим межпредметную связь с экономикой и посчитаем целесообразность таких покупок и повторим ещё раз проблемную ситуацию: необходимо обмениваться данными с другими компьютерами фирмы.

Что делать?

Ход урока:

1 этап: Организация начала урока

(время на реализацию этапа - 1 мин.)

Поприветствовать учащихся. Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить в журнале отсутствующих учеников.

2 этап: Мотивация учебной деятельности

(время на реализацию этапа - 3 мин.)

Используемые приёмы и методы: Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке я хочу предложить вам необычную роль: вместо учащихся одного класса стать сотрудниками одной фирмы. Вы согласны?(4)

Ученики: Да. (8)

Учитель: Давайте представим, что наша фирма работает над выполнением заказа, назовём его «Проект». У каждого сотрудника есть компьютер, на котором он хранит информацию, необходимую для выполнения проекта. При работе вам, сотрудникам, придётся обмениваться информацией друг с другом, использовать принтер и сканер. Но дело в том, что принтер у нас один на весь отдел, да и сканер тоже. Заказ срочный. И я уверенна, что мы его выполним, но у нас, похоже, есть две проблемы. Давайте попробуем их озвучить: (6)

Ученики:

необходимо обмениваться данными между компьютерами-каждому для работы необходим сканер и принтер.

Учитель: Совершенно верно. А вы можете предложить варианты решения этих проблем? (Вариант купить каждому сканер и принтер отпадает после расчёта себестоимости).

В классе обычно находится хоть один ученик, который говорит что-то вроде: «Необходимо соединить компы в сеть». Цепляюсь за этот ответ и веду урок дальше.

3 этап: Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

(время на реализацию этапа - 5 мин.)

Используемые приёмы и методы: Заполнение ассоциативной схемы по теме урока.

Учитель: Действительно, компьютеры можно соединить вместе и получить компьютерную сеть. Давайте так и поступим. (6)

Но компьютерные сети бывают локальные и глобальные. Какую сеть мы будем строить у себя на фирме?(4)

Ученики: Локальную. (8)

Учитель: Правильно. И темой нашего урока сегодня будет «Локальная компьютерная сеть». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Вспомним немного теории.

Заполняем ассоциативную схему по теме урока. Записываем недостающие слова в пустые места. Знаний учащихся не хватает, чтобы заполнить всю схему. (5)

Учитель: Ну, что же, ребята? Назначение локальной сети мы написали, характеристику локальной сети дали. Так что же нам предстоит узнать сегодня на уроке, чтобы успешно справиться с построением локальной сети в нашей фирме? (4)

Ученики: Формулируют цель урока. Учитель её повторяет, при необходимости немного переформулирует. (3)

4 этап: Изучение нового материала

(время на реализацию этапа - 12 мин.)

Используемые приёмы и методы: Частично-поисковые методы. Наглядно -индуктивные методы.

Учитель: Целью нашего урока будет знакомство с принципами построения и функционирования локальных компьютерных сетей и поиск оптимального решение при построении локальной компьютерной сети. На уроке вам предстоит работать в группах.

Итак, ребята, основные термины и понятия для изучения на уроке следующие:

Назначение локальных компьютерных сетей.Принципы построения локальных компьютерных сетей.Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Учитель: На специальных информационных карточках «Мои знания по теме урока» в разделе «Начало урока» укажите номера тех понятий, которые вы знаете. Покажите учителю.

Карточки дают информацию учителю о начальных знаниях учащихся по теме урока. А для учащихся - самоконтроль. Что знаю на начало урока? Что знаю в конце урока?

Учитель: Я посмотрела ваши ответы и пришла к выводу, что пора разобраться со вторым вопросом.

Итак, топология сети. Что это такое? (6)

Ученики: Воспользуемся словарём. Топология сети - это общая схема соединения компьютеров в сеть. (8)

Учитель: Предлагаю задание: допустим у вас 4 ПК. Предложите возможные варианты соединения их в сеть. (6)

Ученики: рисуют на доске несколько вариантов. (8)

Учитель: Ребята, а что, по-вашему мнению, значит одноранговая сеть?(6)

Ученики: Предлагают свои варианты ответов.(8)

Учитель: Одноранговая - это значит, что все компьютеры в сети равноправны. Нет главного. (5)

По такому принципу построена локальная сеть у нас в компьютерном классе. Но в локальной сети с топологией линейная шина или кольцо есть очень большой недостаток. Какой? Вы можете его назвать? (6)

Ученики: Предлагают свои варианты ответов. (8)

Учитель: Правильный ответ: при выходе из строя сетевого кабеля у одного из компьютеров локальная сеть не работает. Чтобы избежать этого строят локальную сеть с топологией звезда. (5)

Учитель: Давайте выясним: какое устройство нам необходимо купить, чтобы разместить его на схеме вместо знака «?». Предлагаю варианты:

КонцентраторКоммутаторМаршрутизатор

Что выберите? Не знаете? А где можно получить информацию об этих устройствах?

Ученики: В библиотеке, от учителя, в интернете, от друзей, от консультанта в магазине и т.д. (8)

Учитель: Я предлагаю обратиться к учебнику. (6)

Ученик: Работают с учебником. Выясняют, что им необходим концентратор (коммутатор), оба эти устройства обеспечивают передачу данных между компьютерами. (10)

Учитель: Итак, такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией звезда. Нарисуйте её в тетради и запишите название. (6)

Учитель: Ребята, но если к локальной сети подключено более 10 компьютеров, одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности хранения информации в сети выделяется мощный компьютер для хранения файлов и программ. Такой компьютер называется сервер, а локальная сеть - сетью на основе сервера. (5)

Учитель: Ребята, нарисуйте схему в тетради и запишите её название: локальная сеть на основе сервера. (6)

Учитель: Для подключения портативных компьютеров (ноутбуков) часто используют беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется с помощью электромагнитных волн. В беспроводных локальных сетях в качестве центрального устройства используется точка доступа. (5)

Учитель: А сейчас обратимся к вопросу № 3 и №4. Поговорим об аппаратном и программном обеспечение проводных и беспроводных сетей и скорости передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Итак, каждый компьютер или принтер, подключённый к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Основной функцией сетевого адаптера является передача и приём информации из сети. В проводных локальных сетях соединение компьютеров производится с помощью кабеля. Кабели подключаются к сетевым адаптерам, которые могут обеспечить скорость передачи данных 10 Мбит/с, 100 Мбит/с или 1000 Мбит/с.

Беспроводные сети типа Wi-Fi могут обеспечить скорость передачи данных до 54 Мбит/с, однако скорость зависит от количества подключенных компьютеров и от расстояния до точки доступа.

Современные версии ОС обладают встроенными сетевыми возможностями, которые делают подключение к локальной сети простым и быстрым. (5)

Учитель: Итак, ребята, давайте ещё раз обратимся к тем понятиям, которые нам предстоит изучить на уроке. С принципами построения локальных сетей мы познакомились? (6)

Ученики: Да. (8)

Учитель: С принципами функционирования локальных сетей познакомились? (4)

Ученики: Да. (8)

Учитель: Об аппаратном и программном обеспечение локальных сетей вы узнали? (4)

Ученики: Да. (8)

Учитель: Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям вы записали? (4)

Ученики: Да. (8)

Учитель: Ну что же, значит, вы получили достаточно знаний, чтобы справиться со следующим заданием. А сейчас немного взбодримся. (6)

5 этап: Физкультминутка

(время на реализацию этапа - 1 мин.)

Проводим физкультминутку.

6 этап: Первичная проверка усвоения знаний

(время на реализацию этапа - 12 мин.)

Используемые приёмы и методы: Исследовательский метод

Учитель: Предлагаю вам поработать в группах по три человека. Каждой группе необходимо описать свой вариант построения локальной сети в нашей фирме, с обоснование всех её недостатков и достоинств и с расчётом стоимости её построения. (6)

(Каждой группе выдаю задание. Текст задания см. в приложении № 4 к уроку).

7 этап: Контроль и самопроверка знаний

(время на реализацию этапа - 6 мин.)

Используемые приёмы и методы: Публичное выступление учащихся с обоснованием оптимального решения проблемы.

После выполнения задания каждая группа отчитывается о проделанной работе. Выслушав выводы каждой группы, совместно определяем, какой тип локальной сети будет наиболее оптимальным для нашей фирмы.

8 этап: Подведение итогов урока. Рефлексия

(время на реализацию этапа - 4 мин.)

Используемые приёмы и методы: Методический приём «Подведём итоги».

Проводим рефлексию.

Учитель: ребята, заполните, пожалуйста, вторую часть информационной карточки «Мои знания по теме урока».

После заполнения карточек, каждый учащийся проговаривает, что он написал. (6)

9 этап: Информация о домашнем задании

(время на реализацию этапа - 1 мин.)

Используемые приёмы и методы: Методический приём «Выбери задание».

Домашнее задание даю 2-х уровней: обязательное и творческое.

Обязательное: прочитать параграф 2.1 в учебнике («Информатика и ИКТ. Базовый уровень». Автор: Н.Д.Угринович). Ответить на вопросы после параграфа.Творческое: в программе Power Point построить анимированную ассоциативную схему по теме урока или анимированный слайд по топологии локальной компьютерной сети.

Самоанализ урока

Мною был проведен урок информатики в 10 общеобразовательном классе по теме «Локальные компьютерные сети», по степени сложности - средний, для данного возраста учащихся доступен.

Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать.

В изучении информатики можно выделить два аспекта:

- общеобразовательный

- технологический

Общеобразовательный аспект предполагает рассматривать информатику как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Детям предлагалось представить, что они являются сотрудниками фирмы для решения проблемной ситуации.

Исходя из задач урока, строилась учебная деятельность учащихся.

1 этап организационный - был создан для эмоционально-психологического настроя на работу. Он прошел быстро и способствовал настрою на сотрудничество, взаимовыручку и партнерство, благоприятствовал созданию ситуации успеха.

На 2 этапе была создана проблемная ситуация, с которой учащиеся успешно справились.

На 3 этапе было предложено заполнить ассоциативную схему, тем самым были проверены знания учащихся и подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Целью 4 самого важного этапа являлось знакомство с принципами построения и функционирования локальных компьютерных сетей и поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети, в результате были выявлены знания на начало урока и произошло усвоение нового материала.

На 5 этапе была проведена физкультминутка, для снятия усталости.

Целью 6 этапа являлась первичная проверка усвоения знаний, учащиеся были разделены на группы, которым необходимо было построить свой вариант локальной сети. Учащиеся успешно справились с заданием.

На 7 этапе был проведен контроль и самопроверка знаний. Учащиеся группами отчитались о проделанной работе и были сделаны выводы о наиболее оптимальном типе локальной сети.

На 8 этапе были подведены итоги. Учащиеся рассказали какие знание по теме урока ими были получены в ходе урока.

Анализируя урок, обратим внимание на соотнесение разговора учителя и учеников по времени. Насколько активны ученики во время урока, можно изучить, подсчитав общее число категорий разговора учителя и учеников. Общее число категорий разговора учителя и учеников: 29/13. Это говорит о том, что урок представлял собой изучение нового материала, поэтому речь учителя преобладает.

Общую картину использования категорий в ходе урока можно посмотреть на следующей диаграмме:

В основном, использовались категории 4,5,6,8 - это говорит о том, что это был урок-сообщение, где учитель не реагирует и поощряет, а сообщает и дает указания.

10 класс относится к классу со средними способностями (из 30 человека: 11 относятся к числу сильных учащихся, 18 человек - слабоуспевающие). По ходу моего рассказа ученики записывали важную информацию, учились выделять самое главное и в заключении урока использовали полученные знания при выполнении заданий.

Урок прошёл в спокойной рабочей обстановке, учащиеся отвечали на вопросы учителя, работали с учебником, использовали раздаточный материал при выполнении заданий. Задаваемые мною вопросы помогали учащимся усвоить научные понятия. Каждый вопрос был направлен на закрепление или размышление.

Учащиеся были достаточно активны на уроке, успешно справились с заданиями. Были подведены итоги урока, выставлены оценки за урок в журнал.

Я считаю, что цели и задачи, поставленные мною в начале урока, выполнены.